Skip to content
Главная | Автоюрист | Прямые количественные ограничения это

Валютные интервенции

Определение и экономическое содержание денежно-кредитного регулирования в современных условиях. Количественные ограничения ЦБ РФ. Опыт количественных ограничений в зарубежных странах Заключение количественное ограничение банк россия Введение Реализация стратегических целей экономической политики, определяющей на современном этапе развитие России, предполагает объективную необходимость государственного денежно-кредитного регулирования и усиление его воздействия на рост экономического потенциала страны и повышение жизненного уровня населения.

Ключевая роль в этом процессе принадлежит Центральному банку Российской Федерации, что определяет актуальность исследования институциальных основ и перспектив его деятельности по развитию инструментария регулирования. На протяжении последних лет интеграционные процессы национальных финансовых рынков и усиление взаимосвязи экономической и финансовой сфер деятельности оказывают значительное влияние на механизм и инструментарий денежно-кредитного регулирования, особенно в странах с развивающимися рынками, к которым относится Россия.

Это повышает значимость проблем их влияния на обеспечение внутренней устойчивости национальной валюты и стабильного денежного оборота. Решение этих проблем требует проведения анализа действующей системы регулирования денежно-кредитной сферы и ее оценки с позиций денежной стабильности. На этой основе возможно выявление оптимального отношения государственной и рыночной составляющей денежно-кредитного регулирования, разработка новых подходов и модернизация методов и инструментов этой политики с учетом состояния российской экономики. Глубина финансового кризиса гг.

Значимость данных проблем для развития российской экономики, их недостаточная проработанность в теоретическом и практическом планах, обусловливают актуальность исследования вопросов развития Банком России инструментария денежно-кредитного регулирования.

Удивительно, но факт! Давая оценку режима проводимой Банком России денежно-кредитной политики, следует отметить сочетание элементов разных типов этой политики. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики включают:

Цель исследования - на основе изучения и систематизации теоретических концепций, принципов и подходов к денежно-кредитному регулированию, сформировавшихся в международной и отечественной практике, выявить тенденции и перспективы развития проводимой Банком России денежно-кредитной политики, а в частности количественные ограничения. Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи: Объектом исследования являются основные направления деятельности Центрального банка Российской Федерации по регулированию денежной сферы с целью достижения ее стабильности.

Предметом исследования являются механизмы и инструментарий, используемый Банком России в процессе денежно-кредитного регулирования для обеспечения стабильности банков. Определение и экономическое содержание денежно-кредитного регулирования в современных условиях Всестороннее изучение трактовок понятия и содержания денежно-кредитного регулирования, представленных в научной литературе и правовых источниках, позволило автору расширить толкование понятия денежно-кредитного регулирования и уточнить его содержание.

Аргументируя свой подход, автор исходит из следующих положений. Экономическая политика - это комплекс экономических мероприятий, осуществляемых государством. Цель и задачи этой политики реализуются на практике посредством системы управления, функционирование которой основано на взаимодействии всех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной и государственных органов управления.

В рамках общегосударственной экономической политики в каждой стране определяются границы и направления государственного регулирования денежно-кредитной сферы, формируется механизм регулирования, его инструментарий и институты, ответственные за его проведение. Стратегическими целями денежно-кредитного регулирования в современных условиях, как элемента общегосударственной экономической политики, могут быть достижение экономического роста, стабильности цен, высокого уровня занятости, равновесия платежного баланса.

Эффективное регулирование денежно-кредитных отношений на макро и микро-уровнях возможно на основе взаимодействия всех государственных органов при решении однотипных задач по их воздействию на денежно кредитную сферу. В практической области это требует не только координации деятельности центрального банка и государственных органов, отнесенных к субъектам денежно-кредитного регулирования Минфина РФ, других правительственных ведомств , но и определения их системных функций в сфере ценообразования, инвестиций, фискальной и валютной политики.

Организация эффективного взаимодействия государственных органов на основе четкого разделения функций обеспечивает успешное проведение денежно-кредитной политики, ее интеграцию в единый рыночный механизм реализации стратегических целей экономической политики и решение задач по обеспечению денежной стабильности. Общепризнано, например, что регулирование инфляции зависит не только от деятельности центрального банка, но и от параметров фискальной политики, уровня регулируемых цен и тарифов, динамики доходов населения, состояния платежного баланса, денежных рынков и рынка капиталов и др.

Денежно-кредитное регулирование можно рассматривать в широком и узком плане. Денежно-кредитное регулирование как составная часть общегосударственной экономической политики в широком плане представляет собой систему регулирования денежно-кредитных отношений на макро и микроуровнях, обеспечивающую взаимосвязь и согласование системы макроиндикаторов с микроэкономическими индикаторами, и включающую разработку и применение определенных мер со стороны государства в лице не только независимого центрального банка, но и других государственных институтов, направленных на достижение стратегических целей этой политики.

Денежно-кредитное регулирование в узком плане определяется как разработка и осуществление центральным банком во взаимодействии с правительством кратко - и долгосрочных мероприятий по регулированию денежного оборота и кредита для обеспечения стабильности национальной валюты. В рамках регулирующей функции содержание деятельности банка включает два блока: При реализации первого направления в соответствии с полномочиями и обязанностями, установленными Законом, Банк России: Новое понимание экономических процессов в современных условиях закономерно обусловливает повышение значимости второго направления денежно-кредитного регулирования, связанного с разработкой и проведением государственной денежно-кредитной политики и ориентацией этого направления на стабилизацию денежно-кредитной сферы во все более тесной увязке с общегосударственной экономической политикой.

Государственная денежно-кредитная политика, основным проводником которой является центральный банк, направлена на регулирование денежных и кредитных потоков посредством воздействия, главным образом, на процентные ставки, общий уровень ликвидности банковской системы, валютный курс. Цели и тип денежно-кредитной политики определяют конкретные методы и инструменты, которые в соответствии с практикой организации и проведения центральным банком регулирования принято группировать по характеру и способу их воздействия на объекты этой политики.

Исходя из этого, денежно-кредитная политика включает в себя: Задача создания эффективного механизма регулирования, реализующего сущность и назначение денежно-кредитной политики, требует четкого определения основ организации этой политики, на базе которых происходит ее формирование и развитие в мировой и отечественной практике. В результате систематизации теоретических и практических положений по этому вопросу в работе сформулированы и обоснованы основные принципы, соблюдение которых является необходимым условием эффективности проведения денежно-кредитной политики: Формирование денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран на базе основных принципов является важным условием рациональной ее организации.

В отношении денежно-кредитной политики в России, что эта политика сформировалась в целом в соответствии с основными принципами, однако, ее дальнейшее развитие определяет необходимость более полной реализации этих принципов. В частности, например, не обеспечивается соблюдение ориентиров по целевым параметрам, требуется расширение информации и ее доступности широкой общественности как по её объему, так и по срокам , недостаточна согласованность и координация действий между регулирующими органами.

Достижение финансовой стабильности в современных условиях определяет необходимость разработки концепции государственной денежно-кредитной политики на более длительный срок, ориентированной на развитие этой политики на базе основных принципов, а также основополагающих положений современных теорий денежно-кредитного регулирования, и с учетом специфических условий экономического развития нашей страны.

Прямые количественные ограничения это предстояло появляться

Количественные ограничения ЦБ РФ Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, обусловлена спецификой экономики переходного периода, сохранением экспортно-сырьевой ориентации экономики, структурными диспропорциями в развитии социально-экономических процессов, низкой конкурентоспособностью ряда товаров, достаточно сильным влиянием непредсказуемых внешних факторов.

Прямые количественные ограничения

В этих условиях воздействие денежно-кредитной политики на экономический рост обеспечивалось в основном поддержанием низкого валютного курса, развитием банковского сектора в направлении его влияния на производство и обращение, снижением инфляции. На протяжении периода - гг. Банк России проводил денежно-кредитную политику, для которой характерны следующие черты: Проведение политики управляемого плавающего валютного курса обусловлено отрицательным влиянием фундаментальных факторов курсообразования, наличием явлений спекулятивного характера на валютном рынке, которые не позволяют Банку России осуществлять режим плавающего валютного курса.

Роль процентной ставки как инструмента денежно-кредитной политики была и остается достаточно ограниченной, так как денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, снижая возможности применение других инструментов. Для достижения конечной и промежуточной целей Банк России воздействует на операционную цель - уровень ликвидности банковской системы, с помощью кратко- и средне- срочных инструментов - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

На выбор политики, определение набора инструментов регулирования оказывали влияние уровень развития экономики, финансового рынка и банковского сектора. Давая оценку режима проводимой Банком России денежно-кредитной политики, следует отметить сочетание элементов разных типов этой политики. Учитывая сложность и противоречивость проблем, накопившихся в системе денежно-кредитного регулирования, автор акцентировала внимание на анализе тех направлений деятельности Банка России, от которых зависит его способность выполнять обязанности по обеспечению денежной стабильности.

Денежная стабильность в теориях денежно-кредитного регулирования чаще всего идентифицируется с макроэкономическим показателем темпов инфляции, однако для комплексной оценки денежной стабильности используется широкий набор показателей. В связи с этим автором была проанализирована система действующих показателей денежной сферы, как макроэкономических, так и более низкого порядка, и предложена система показателей, расчет которых дает всестороннюю и комплексную характеристику денежной стабильности: Именно совокупность указанных показателей может характеризовать стабильность денежного обращения в России.

Общий подход к определению цели денежно-кредитной политики определяется проблемой регулирования инфляции с учетом ее специфики в российских условиях и выражается в установлении контроля над инфляцией и достижении приемлемых темпов ее роста для развития экономики страны. Несмотря на достаточную разработанность и пристальное внимание экономической науки, проблема государственного регулирования экономики по-прежнему стоит достаточно остро, о чем косвенно свидетельствуют непрекращающиеся периоды нестабильности и усиливающаяся цикличность экономического развития на фоне расширяющейся глобализации.

При этом сложность современной экономической действительности объективно обусловливает значимость активного взаимодействия органов государства с участниками регулируемых рынков. Особенно актуальным такое взаимодействие становится в период экономических кризисов, когда требуется оперативность принимаемых решений, которые, в свою очередь, должны в значительной мере учитывать интересы представителей рынка.

Одним из показательных примеров подобного влияния является взаимодействие участников банковского рынка и регулирующих институтов государства во время острой фазы кризиса осенью года. В годах наблюдалось нарастание нестабильности на мировых финансовых рынках, что в условиях усиливающейся глобализации не могло не отразиться на развитии российской экономики. Комплекс мер по поддержанию ликвидности кредитных организаций, реализованных Банком России в августе-декабре года, предусматривал: В целом за год в Ломбардный список Банка России было включено 97 новых выпусков облигаций субъектов Российской Федерации и юридических лиц - резидентов Российской Федерации, а также 24 выпуска долговых эмиссионных ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами - нерезидентами Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Данная мера позволила вдвое увеличить перечень организаций, обязательства которых могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России. Увеличению ликвидности банковского сектора в году способствовало повышение поправочных коэффициентов Банка России: В связи с существенным снижением уровня ликвидности банковского сектора Банком России на три месяца, начиная с При этом была предусмотрена возможность проведения в течение октября года внеочередного перерасчета обязательных резервов.

С мая года банковская система переживала кризис ликвидности. У банков практически не осталось оперативных денежных средств. Кризис вызван низкой привлекаемостью средств из зарубежья, осторожным инвестированием средств в Россию и огромным количеством выданных кредитов. Основными негативными последствиями для банковской системы стали: Дефицит фондирования, и, как следствие, проблемы ликвидности, так как банки не только не могли наращивать объемы кредитования, но, и вынуждены были возвращать ранее полученные займы, для чего требовалось наличие достаточного объема свободных денежных средств.

Удивительно, но факт! Для эффективного таргетирования инфляции Центральный банк Российской Федерации должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке с помощью инструментов процентной политики и открытого рынка.

Ограничение размеров кредитования объемами привлекаемых ресурсов, и, прежде всего, депозитами физических лиц, при сохранении достаточно высокого спроса на кредиты. Сокращение притока вкладов во многих банках чистый отток и перевод рублевых вложений в доллары США как наличные, так и депозиты , связанный с негативными ожиданиями населения относительно стабильности рубля.

Опережающий рост просроченной задолженности розничных портфелей относительно общего роста кредитования. Рост стоимости денег, вызванный как необходимостью в привлечении дополнительных ресурсов со стороны населения, так и сохранении прибыльности бизнеса вследствие удорожания фондирования и роста рисков. Тем самым финансовый кризис резко обнажил проблему адекватного регулирования национальных финансовых рынков, и в особенности банковского сектора. Начиная со второй половины года Правительству РФ и Банку России пришлось противостоять серьезным проблемам.

Установление ориентиров роста денежной массы

Важную роль в этом процессе сыграла инициативная деятельность банковских объединений. В частности, в условиях нарастания нестабильности в середине сентября г. На его заседаниях вырабатывались основные предложения по антикризисным мерам, которые затем направлялись в Правительство РФ и Банк России. Принципиальные положения, на которых базировались все дальнейшие инициативы по преодолению кризиса, были сформулированы АРБ уже в первые дни появления нестабильности на банковском рынке.

В частности, были предложены следующие меры: Снижение и даже временная отмена отчислений в Фонд обязательных резервов. Все коэффициенты покрытия по операциям РЕПО с Банком России и по размещению депозитов Минфина в коммерческих банках увеличить в два раза. Отменить порядок прохождения полной проверки выполнения всех требований Банка России при получении каждого кредита. Включить банки в перечень организаций, векселя которых могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России.

Предусмотреть также возможность рефинансирования Банком России и Минфином зарубежных заимствований евробонды, синдикации указанных банков. При предоставлении Банком России кредитов под взаимные гарантии увеличить в два раза суммы лимитов кредитования с использованием стандартных процедур. Банку России осуществлять прямое кредитование банков, включенных в список гарантов, без предоставления ими гарантий.

Банку России и Минфину рефинансировать банки в форме субординированных займов до половины капитала банка. Расширить перечень активов, включенных в Ломбардный список Банка России, в том числе включить в перечень видов обеспечения собственные обязательства банков, государственные облигации стран - членов ОЭСР. Активизировать межбанковский рынок, с целью чего по опыту Саратовской области предложить территориальным учреждениям Банка России развернуть межбанковское кредитование в рамках лимитов, выделенных Банком России.

Обеспечить контроль за целевым использованием средств, направляемых на поддержание ликвидности банковской системы. Создать Государственную чрезвычайную комиссию для обеспечения принятия межведомственных решений и оперативного контроля за их исполнением под руководством Первого вице-премьера Правительства РФ.

При размещении Минфином бюджетных средств в банках определять объем размещаемых средств в соответствии с текущими потребностями рынка, увеличить срок размещения до месяцев.

Читать ONLINE Прямые количественные ограничения Банка России

Большинство из этих рекомендаций вошли в состав антикризисного пакета. Был принят ряд серьезных чрезвычайных мер, обеспечивших стабилизацию к концу года ситуации на рынке вкладных операций. По инициативе Центрального банка и банковского сообщества законодатели вместе с Правительством одобрили очень важные пакеты дополнительных экстренных шагов, которые в благоприятной обстановке предыдущих лет требовали очень длительного лоббирования.

Это касается и расширения спектра применяемых инструментов рефинансирования, и новаций в залоговом законодательстве, и изменения многих инструкций Центрального банка.


Читайте также:

  • Усыновление ребенка требования к усыновителям
  • Мелкое хищение ст 7.27 коап и кража
  • Discovery расследования серийных убийств
  • Если ипотека выплачивается досрочно
  • Образец возражения на уменьшения размера алиментов
  • Как узнать если долг по быстро деньгам